Биография

ЕЁ ВДОХНОВЛЁННАЯ МУЗА

Наша землячка - Нина Александровна Первовская - родилась в 1922 году и относится к тем редким людям, чья жизнь достойна романа.

Маленькая, хрупкая, она мужественно перенесла все трагедии, ворвавшиеся в её жизнь, не отчаялась, не потеряла веру, а главное - со­хранила столько доброты и любви к людям, что хочется преклониться перед ней, как перед образом, вместившим в себя всю красоту и силу русской женщины.

Нина Александровна - художник в истинном и высоком смысле этого слова, к сожалению, её творчество не очень хорошо известно в нашем городе. Две персональные выставки, состоявшиеся в 1990 и 2002 годах, вызвали у многих костромичей глубокий интерес и любовь к её произведениям. И неслучайно. Работы Нины Александровны гармоничны, в них всегда присутствует особая деликатность, идущая не только от внутренней скромности. Просматривая её многочисленные этюды, понимаешь, как серьёзно она относится к выбору мотива, как требовательна к себе самой.

Основное место в творчестве художницы занимают пейзажи и натюрморты. Её пейзажи отличает умение почувствовать состояние природы, найти нужный колористический строй, передать световоздушную среду. В основном это знакомые нам виды Костромы и её окрестности - Муравьёвка, Николо-Тростино, музей деревянного зодчества. И в пейзажах, и в натюрмортах чувствуется трепет женской души. Так тонко передать нежность розовых цветков бегонии, хрупкость и воздушность белых хризантем может только женщина. В её натюрмортах живут роскошные пионы, пышные флоксы и нежные незабудки, рядом с цветами соседствуют фрукты, изящные фарфоровые чашечки. Всё, что присуще классическому натюрморту. Предметы живут и пленяют своей красотой.

Война ворвалась в её жизнь неожиданно и беспощадно.

На фронт Нина Александровна попала в 1942 году. Её направили в 3-ю Воздушную армию. У неё оказался хороший слух, и она стала радисткой 62-й отдельной роты связи, с которой прошла всю войну. Передвигалась в машинах с радиостанцией по непроезжим дорогам, лесам и болотам, выходила из окружения. Жили в разрушенных деревнях, землянках, а то и просто в палатках в лесу близ аэродромов.

Проблемы возникли уже в первый день пребывания в части. Ей и ещё нескольким девочкам никак не удавалось подобрать военную форму, слишком были малы. А когда, наконец, их одели и поставили в строй, у старшины слёзы на глазах выступили: шинели до пят, штыки винтовок выше головы... Защитники, солдаты с косичками...

Однополчане ласково называли Нину Александровну «чижиком». Маленькая, хрупкая, она была быстрой и энергичной. А иначе никак!

Война никого не щадила. Приходилось и ночью, и ранним утром идти на смену к замаскированной в лесу радиостанции, пробираясь в темноте по грязи и снегу. Подчас в мокрых сапогах, дрожа от холода, чётко отстукивали все точки и тире. От точности передачи информации зависел успех военной операции и жизни сотен людей. Двадцатилетние девушки были настоящими героинями. Их подвиг был отмечен заслуженными наградами. Нина Александровна удостоена ордена Отечественной войны и других наград.

Свою судьбу и любовь «на всю оставшуюся жизнь» Нина Александровна встретила также на фронте уже в конце войны. Молодой лейтенант Виктор Лобанов заметил её в один из редких на войне моментов затишья. Девчонки танцевали прямо на улице перед штабом. Но не подошёл, не пригласил, лишь наблюдал. За день до отъезда в другую часть всё же решился зайти в машину, где размещалась радиостанция, и объяснился. Неожиданно начавшийся роман продолжался уже в письмах. Встретились после войны, в 1946-м, чтобы никогда не расставаться.

Нина Александровна переживает о том, что мало создала, что её талант как художника не раскрылся в полную силу. Но это не так, она состоялась как художник. Просто она очень скромный человек. Сдержанно, достойно переносила обиды. Не ходила, не настаивала, не проталкивала. А ведь её работы отмечали на всероссийских и областных выставках. Любители искусства покупали их в салонах, а затем писали добрые слова в письмах: «Ваша живопись оставляет в душе добрую, большую любовь к природе. На цветы, написанные Вашей рукой, хочется глядеть и глядеть...»

Состоялась она и как женщина, мать. А для этого требуется не меньше таланта. Конечно же, ради семьи, детей ей пришлось многим пожертвовать. В послевоенное время воспитывать троих детей и работать в Художественном фонде было очень сложно. Да и потом в её жизни было немало трагических событий. Но ей хватило сил мужественно пережить смерть уже взрослых сына и дочери и продолжить творческую работу. Муза не покидала её, помогала в трудные минуты, разделяла радости. Они всегда были верны друг другу - маленькая вдохновенная женщина и её Муза.

Мастерство само по себе мало что значит, если не согрето и не озарено светом человеческой души. А Нина Александровна сумела передать людям тепло и свет своей души. Костромичам стоит гордиться, что рядом с нами живёт стойкая, мужественная женщина, наделённая тонким, возвышенным даром художника.

Татьяна Сухарева, искусствовед, старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника